Министерство науки и высшего образования РФ потребовало в суде от АО «Далур» выплаты 130 млн рублей, сообщает «Правда УрФО». Средства предприятие получило в рамках гранта на создание производства алюмоскандиевой лигатуры, однако выпуск сплавов за несколько лет, по комментариям федчиновников, налажен не был. Тем не менее на предприятии уверены, что выполнили условия сотрудничества с министерством – выпуск оксида скандия на производстве налажен и может быть увеличен с нескольких сотен килограммов до 1 тонны в год.
Промышленники рассчитывают на рост спроса на соединения редкоземельного металла, не исключая возврата к проекту производства лигатуры, что в существующих рыночных условиях пока остается невыгодным. Так, заявлявшие ранее о планах выпуска скандиевой лигатуры «Интермикс Мет» и «РУСАЛ» остановили проекты по причине падения спроса и цены на металл. Однако аналитики указывают на тенденции плавного восстановления потребления редкозема и его соединений, а также роста цен, пока, впрочем, далеких от возврата на уровень 2016 года. Пока же динамика производства в авиа-, авто- и судостроении отрасли конкурентной быть не позволяет. По оценкам, до 2022 года.Минобрнауки РФ обратилось в Арбитражный суд Москвы с требованием взыскания с курганского АО «Далур» (входит в урановый холдинг «Атомредметзолото» ГК «Росатом») 130 млн рублей.
Детали иска в настоящее время не раскрываются, а на официальный запрос издания с просьбой прокомментировать детали обращения в суд федеральное министерство в течение 7 рабочих дней так и не ответило.
По данным источников «Правды УрФО», требования связаны с реализацией проекта добычи скандия и выпуска алюмоскандиевой лигатуры. В 2016 году общий объем инвестиций в него оценивался в 260 млн рублей, а власти Курганской области под создание новых производств даже хотели предоставить промплощадке статус индустриального парка. Половина вложений в проект, куда также был вовлечен Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, поступила за счет федерального гранта, возврата которого сейчас и добивается министерство.«Минобразования претендует на возврат субсидии в 130 млн за проект, который де-факто реализован. Сегодня АО «Далур» выпускает оксид скандия чистотой 99,9%. Технология разработана нашими специалистами совместно с УрФУ, запатентована и успешно внедрена на предприятии. Проект вышел на коммерческий уровень и обеспечивает реализацию 50 кг оксида скандия ежемесячно. Мощности предприятия позволят нам увеличить поставки до тысячи кг и более в год и занять 10% мирового рынка. Кроме того, в настоящее время наши специалисты имеют готовые конкурентоспособные решения в части выпуска алюмоскандиевых лигатур. Как только рынок проявит заинтересованность в этом продукте, мы начнем собственное производство», – отражают позицию компании в пресс-службе «Атомредметзолота».
Хотя в самом начале реализации проекта по выпуску скандия и алюмоскандиевой лигатуры представители «Далура» заявляли о возможности производства до 10 тонн скандия в год и рассчитывали на сбыт внутри структуры «Росатома» и входящей в него топливной компании «ТВЭЛ». Собственно в производство лигатуры инвестиции оценивались в 86 млн рублей. Однако уже к началу 2020 года предприятие отказалось от выпуска этого продукта, а представители «Атомредметзолота» объясняли решение «снижением потребности российского рынка в сплаве с 50 тыс. до 5-7 тыс. тонн в год».
Отметим, проекты по выпуску скандиевой лигатуры заявляли, например, ООО «Интермикс Мет» и «Уральский алюминиевый завод» (входит в «РУСАЛ»), ориентируясь на потребителей в авиастроении, судостроении, автомобильной и железнодорожной отраслях. Однако по итогам 2019 года «Интермикс Мет» ушел в миллиардные убытки, признан банкротом, сменил собственника и название на «Алмаз Тех».
В «РУСАЛе» также не усматривают экономической выгоды в выпуске скандиевой лигатуры в настоящее время.«Компания «РУСАЛ» реализует пилотный проект по комплексной переработке красного шлама глиноземного производства на базе «УАЗа». Одним из направлений является производство оксида скандия. Разработана и подготовлена к промышленному внедрению технология, которая позволит не только получать оксид скандия, но и утилизировать углекислый газ глиноземного производства за счет его применения в качестве одного из реагентов. Однако в связи с падением в настоящее время цен на железорудное сырье, отсутствием дефицита на сырьевые материалы в черной металлургии и цементной промышленности спрос на продукцию, произведенную из красного шлама, отсутствует», – сообщили в пресс-службе компании.
Учитывая кризисное состояние авиастроения, предприятия которого являются крупными потребителями скандиевых сплавов (их применение позволяет существенно облегчить вес авиасудов), интерес к алюмоскандиевой лигатуре в этом секторе проявится с восстановлением отрасли, по прогнозам, не ранее 2022 года.
На «Далуре», где добыча скандия идет попутно с получением основного продукта – урана, проект переориентирован на выпуск порядка тонны соединений высокочистого скандия (оксида и фторида) и сбыт их не только внутри госкорпорации, но и за ее пределами. За 2019 год «Далур» произвел 270 кг скандия. При этом объемы мирового производства металла участники рынка ранее оценивали в 15-20 тонн в год. Впрочем, учитывая резкое падение цены на оксид скандия более чем на 40% за последние 5 лет, рентабельность производства постоянно снижается.
Промышленники рассчитывают на рост спроса на соединения редкоземельного металла, не исключая возврата к проекту производства лигатуры, что в существующих рыночных условиях пока остается невыгодным. Так, заявлявшие ранее о планах выпуска скандиевой лигатуры «Интермикс Мет» и «РУСАЛ» остановили проекты по причине падения спроса и цены на металл. Однако аналитики указывают на тенденции плавного восстановления потребления редкозема и его соединений, а также роста цен, пока, впрочем, далеких от возврата на уровень 2016 года. Пока же динамика производства в авиа-, авто- и судостроении отрасли конкурентной быть не позволяет. По оценкам, до 2022 года.Минобрнауки РФ обратилось в Арбитражный суд Москвы с требованием взыскания с курганского АО «Далур» (входит в урановый холдинг «Атомредметзолото» ГК «Росатом») 130 млн рублей.
Детали иска в настоящее время не раскрываются, а на официальный запрос издания с просьбой прокомментировать детали обращения в суд федеральное министерство в течение 7 рабочих дней так и не ответило.
По данным источников «Правды УрФО», требования связаны с реализацией проекта добычи скандия и выпуска алюмоскандиевой лигатуры. В 2016 году общий объем инвестиций в него оценивался в 260 млн рублей, а власти Курганской области под создание новых производств даже хотели предоставить промплощадке статус индустриального парка. Половина вложений в проект, куда также был вовлечен Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, поступила за счет федерального гранта, возврата которого сейчас и добивается министерство.«Минобразования претендует на возврат субсидии в 130 млн за проект, который де-факто реализован. Сегодня АО «Далур» выпускает оксид скандия чистотой 99,9%. Технология разработана нашими специалистами совместно с УрФУ, запатентована и успешно внедрена на предприятии. Проект вышел на коммерческий уровень и обеспечивает реализацию 50 кг оксида скандия ежемесячно. Мощности предприятия позволят нам увеличить поставки до тысячи кг и более в год и занять 10% мирового рынка. Кроме того, в настоящее время наши специалисты имеют готовые конкурентоспособные решения в части выпуска алюмоскандиевых лигатур. Как только рынок проявит заинтересованность в этом продукте, мы начнем собственное производство», – отражают позицию компании в пресс-службе «Атомредметзолота».
Хотя в самом начале реализации проекта по выпуску скандия и алюмоскандиевой лигатуры представители «Далура» заявляли о возможности производства до 10 тонн скандия в год и рассчитывали на сбыт внутри структуры «Росатома» и входящей в него топливной компании «ТВЭЛ». Собственно в производство лигатуры инвестиции оценивались в 86 млн рублей. Однако уже к началу 2020 года предприятие отказалось от выпуска этого продукта, а представители «Атомредметзолота» объясняли решение «снижением потребности российского рынка в сплаве с 50 тыс. до 5-7 тыс. тонн в год».
Отметим, проекты по выпуску скандиевой лигатуры заявляли, например, ООО «Интермикс Мет» и «Уральский алюминиевый завод» (входит в «РУСАЛ»), ориентируясь на потребителей в авиастроении, судостроении, автомобильной и железнодорожной отраслях. Однако по итогам 2019 года «Интермикс Мет» ушел в миллиардные убытки, признан банкротом, сменил собственника и название на «Алмаз Тех».
В «РУСАЛе» также не усматривают экономической выгоды в выпуске скандиевой лигатуры в настоящее время.«Компания «РУСАЛ» реализует пилотный проект по комплексной переработке красного шлама глиноземного производства на базе «УАЗа». Одним из направлений является производство оксида скандия. Разработана и подготовлена к промышленному внедрению технология, которая позволит не только получать оксид скандия, но и утилизировать углекислый газ глиноземного производства за счет его применения в качестве одного из реагентов. Однако в связи с падением в настоящее время цен на железорудное сырье, отсутствием дефицита на сырьевые материалы в черной металлургии и цементной промышленности спрос на продукцию, произведенную из красного шлама, отсутствует», – сообщили в пресс-службе компании.
Учитывая кризисное состояние авиастроения, предприятия которого являются крупными потребителями скандиевых сплавов (их применение позволяет существенно облегчить вес авиасудов), интерес к алюмоскандиевой лигатуре в этом секторе проявится с восстановлением отрасли, по прогнозам, не ранее 2022 года.
На «Далуре», где добыча скандия идет попутно с получением основного продукта – урана, проект переориентирован на выпуск порядка тонны соединений высокочистого скандия (оксида и фторида) и сбыт их не только внутри госкорпорации, но и за ее пределами. За 2019 год «Далур» произвел 270 кг скандия. При этом объемы мирового производства металла участники рынка ранее оценивали в 15-20 тонн в год. Впрочем, учитывая резкое падение цены на оксид скандия более чем на 40% за последние 5 лет, рентабельность производства постоянно снижается.
Источник: metaltorg.ru